Нужна ли бизнесу стратегия? 3 подхода к составлению стратегии компании

История полна кризисов и это дает скептикам почву придерживаться мнения, что стратегия бизнесу вовсе не нужна.
И правда, предсказать на все 100%, что случится на рынке достаточно сложно. Вспомним хотя бы 1 из валютных кризисов конца 2004 года.
Существует множество гипотез, основанных на тех или иных предпосылках, но ответственность за то, что случится или не случится на рынке наперёд брать на себя вряд ли кто захочет.

Фактор «непредсказуемость» дает предпринимателям освобождение от необходимости разработки стратегии. И такого мнения действительно придерживается одна из групп предпринимателей. Ведь какой смысл строить какие-то планы, если они в миг могут быть разбиты об случившиеся события? Но это не совсем верно.

Естественно очень многие с этим не согласны и вследствие чего выделились такие инструменты как сценарное планирование и риск-менеджмент.

То что долгосрочное планирование все же необходимо можно с уверенностью заявить, если взять в расчет то, что компании большее количество времени тратят на то, что борются за потребителя, рынок, за лидерство перед конкурентами, нежели на преодоление кризисов.
Составить технологический прогноз рынка с наличием интернета не так тяжело.
Планирование осложняет невозможность предугадать будущее именно вашего рынка, изменений в мышлении и потребительском поведении клиента.

box-1514845_1280.jpg

Чаще всего компании в России при планировании ограничиваются финансовым бюджетом, который составляется на год или даже квартал.
Такой подход имеет существенный недостаток - он учитывает только финансовые показатели, в рамках которых Вы сможете сопоставить факт с поставленным планом. Но никогда не сможет ответить на вопрос: Вследствие чего уменьшились продажи, что именно не нравится потребителям и они не покупают?

Вы как владелец должны понимать, что все стратегические решения принятые сейчас, их последствия вы увидите как минимум в следующем году
Даже такое решение как отправить на обучение сотрудника или же нет, может сказаться на Вашем бизнесе далеко не в следующем месяце, а намного вперед. Вы можете или очень обрадоваться принятому решению и прозорливости или же наоборот пожалеть о своем выборе.

Конечно не каждое принятое решение является стратегическим.
Увеличить размер заголовка в рекламной листовки или перенести 1 блок выше/ниже на сайте - это не те решения. Конечно, если Вы бизнесмен, то таких решений в вашей жизни должно быть очень мало. Большое количество вопросов требующих решения носят долгосрочный характер и, следовательно, долгосрочных планов, которые Вы будете реализовать для их достижения.

Но в реальности отнюдь все не так. Большой опыт общения с владельцами компаний позволяет сделать выводы, что в настоящее время очень малое количество предпринимателей малого или среднего бизнеса представляют свои перспективы развития хотя бы на ближайший год.
Практически все свое время они заняты тем, что решают огромное количество текущих задач, которые поступают нескончаемым потоком. При недостатке кадров владельцы просто не могут отложить эти вопросы и всецело заняться разработкой стратегии компании. В крупных компаниях как правило имеется Топ персонал, который занимается именно разработкой и последующим внедрением стратегии, а владельцу представляются предложенные проекты еще на стадии обсуждения.

Вследствие этого можно выделить 3 типа владельцев:

1) Владелец не знает как создать стратегию компании, с чего начать ее разработку.
2) Владелец компании придерживается мнения, что стратегия не нужна. Рынок подвержен быстрым изменениям, поэтому нет смысла составлять планы развития.
Хочется сказать, что компании, придерживающиеся такого мнения, не имеющие четкого плана развития быстро закрываются. Конечно отсутствие долгосрочного планирования не единственная причина их банкротства, но является одной из них.

3) Владелец следуя моде создает стратегию компании, но она не отвечает потребностям организации.
Разработанная стратегия встречает мощное сопротивление со стороны сотрудников организации, ведь они не могут понять целесообразности ее введения.

При создании стратегии компании владелец в основном отвечает на несколько основных вопросов, которые касаются:

1- Какое из направлений бизнеса стоит закрыть;
2- Какое из направлений бизнеса стоит продолжить и как развить;
3- В какой из направлений бизнеса стоит перейти.

В настоящее время мы имеем условия достаточно высокий уровень конкуренции и наличие стратегии компании приобретает особенное значение для успешного функционирования на рынке.
Что еще особенно важно, так это не только ее разработка, так и четкое следование ей. Если ранее стратегию можно было написать на 5 лет вперед и жить по ней, то сейчас требуются более тонкие настройки в соответствии с изменениями на рынке.
Поэтому необходимо готовым к изменениям и внесениям корректировок. Стратегия это инструмент, который работает и с которым необходимо постоянно работать.

04.10.2018
0
345

Комментарии
Комментариев пока нет.
Войти через соцсети: