Обучение сотрудников как способ удвоить прибыль

Любой здравомыслящий руководитель желает своей компании успешного и динамичного роста. Мир не стоит на месте и необходимо все время развиваться, подстраиваясь под его новые требования.

 Как бы ни были важны современные инновации, нововведения и прочая информационная подоплека, наличие компетентных и подкованных менеджеров и специалистов, по-прежнему остается гарантом стабильного развития компании.

Обучение сотрудников


Особую актуальность на данный момент приобретает система внутрикорпоративного обучения, по той причине, что государственное образование медленно, но верно сдает свои позиции, не обеспечивая в должной мере потребности бизнеса в высококвалифицированных кадрах. Еще вчера наличие заветной «корочки» обеспечивало крепкий кредит доверия к претенденту на новую должность, давало уверенность в том, что перед нами настоящий специалист, ас своего дела. А сегодня? Сегодня все чаще работодатель сталкивается с нелегкой дилеммой – хорошее резюме, безупречные внешние данные … или все-таки диплом?

Доверяй, но проверяй – вот старая добрая народная мудрость, которая не будет лишней при отборе персонала. Традиционное доверие диплому, «корочке» не должно быть единственным моментом отбора претендента на будущую вакансию. Ведь давно не секрет, что оценки в дипломе и реальная компетентность — вещи совершенно разные.

Отсеивание заведомо неликвидных работников, невзирая на их дипломы и сертификаты – могло бы стать хорошим подспорьем для руководителей при первичном отборе претендентов при собеседовании. И к тому же, помогло бы сэкономить свое время и приличную сумму денег.

В качестве примера приведу такой случай. В одной крупной финансовой компании проводился отбор специалистов на должность руководителя отдела по работе с персоналом. К рассмотрению принимались резюме претендентов, имеющих высшее образование по специальности «Менеджмент организации». На собеседовании соискателей, прошедших первичный отбор, расспрашивали об оценках на экзаменах, о том, какой из предметов им больше нравился, об увлечениях, жизненных ценностях и пр., то есть о том, что не имело ничего общего с профессиональной компетентностью. Претенденты немного волновались, но держались хорошо, увлеченно рассказывали о своих предпочтениях, о своей целеустремленности, коммуникабельности, видении собственной карьеры в рамках данной компании. По окончании собеседования члены комиссии неизменно проникались симпатией к каждому из претендентов, и чем больше их было, тем сложнее становилась проблема выбора. Интервью все продолжались и продолжались, пока один из членов комиссии не задал очередной претендентке «коварный» вопрос: «Скажите, пожалуйста, что такое «менеджмент»?». Девушка недоуменно посмотрела на него, а потом пространно объяснила, что менеджмент — это необычайно сложный и обширный предмет, чтобы его понять, нужно пройти длительный курс обучения, но даже после этого невозможно осознать все, что охватывается этим понятием, потому что даже общепризнанные авторитеты не имеют единого мнения.… Затем этот же вопрос я задавал следующему претенденту, и следующему... С тем же результатом. Ни один из претендентов так и не смог дать приемлемого определения понятию «менеджмент»! После пяти лет изучения дисциплины в университете и нескольких лет работы, они так и не выяснили, что же это такое! Как же они собираются руководить огромным подразделением, не понимая сути этого процесса? Хотя, нетрудно было, и догадаться, ведь слово «менеджмент» пришло к нам из английского языка, где оно имеет значение «руководство, управление, администрация». В примерно таком же значении это слово используется и в русском языке: менеджмент – это принципы и методы организации производственного, коммерческого или любого другого процесса, а также люди, объединенные некой структурой и осуществляющие управление предприятием или организацией. Кстати, людям, не имеющим опыта управления даже двумя-тремя подчиненными, нередко бывает непонятно, для чего вообще нужен менеджмент и зачем этому искусству приходится длительное время учиться. Казалось бы, что тут сложного: твои подчиненные работают, а ты только ходишь и указываешь, что им нужно сделать.

Как обучать сотрудников


Но для того, чтобы дать правильное указание, нужно разбираться в сути происходящих процессов. То есть, управление должно быть эффективным, иначе оно теряет смысл и вместо пользы приносит только вред. Менеджер в своей работе опирается на знание принципов менеджмента и на свое понимание текущей ситуации. От его решений зависит успех того дела, которым он руководит.

Само собой, такое определение очень коротко, но это основа. К сожалению, это типичный случай, когда уровень компетентности (точнее, некомпетентности) специалистов оставляет желать лучшего. Специалисты компаний, занимающихся наймом и подбором персонала, отмечают, что при первом же собеседовании с выпускниками вузов, техникумов и училищ почти всегда выясняется: они не готовы работать по специальности. Например, специалистам отдела кадров (выпускницам престижного университета) задали вопрос: «Какая книга должна быть настольной у специалиста по персоналу?». Девушки судорожно вспоминали фамилии авторов... и очень удивились, когда им показали трудовой кодекс Российской Федерации.

Этот случай в лишний раз подтверждает, оторванность системы российского образования от реального бизнеса и невозможность подготовки компетентных специалистов в условиях вузовской программы. В идеале должна существовать прочная связь между заказчиком и исполнителем. Но в суровых реалиях мы видим другую картину – работодатели не заинтересованы в подготовке специалистов. Обучение и его оплата лежит на плечах самого студента или государства. В результате этой цепочки получается печальная картина. Университеты не ориентированы на потребности бизнеса, а программы обучения разрабатываются преподавателями, экспертами, людьми теоретически подкованными, но не способными охватить практический масштаб существующих реалий. А те, кто действительно занимается производством или продажами не участвуют в процессе передачи ценных и необходимых знаний.


Марат Саид-Галиев. Обучение сотрудников


Существует расхожее мнение о том, что построение эффективной системы обучения персонала связано с большими затратами, и поэтому экономически невыгодно для компании. Этот растиражированный миф является заблуждением. Некоторые руководители пытаются решить проблему дефицита квалифицированного персонала, обращаясь к «хэд-хантингу», переманивая специалистов из других компаний. Такой подход, безусловно, имеет право на жизнь. Но нужно понимать, что такие сотрудники все равно не будут также лояльны к своей работе, как сотрудники, выращенные внутри компании. Усвойте для себя один простой принцип – обучать своих сотрудников гораздо полезнее, чем переманивать персонал у других компаний. И, в некоторых случаях, дешевле. Чтобы выстроить эффективную систему обучения не нужно располагать большими средствами. Прошедший обучение, выросший в компании сотрудник становится более лоялен и продуктивен. Он свой и изнутри знает всю корпоративную «кухню». А значит, он принесет вам максимум пользы и минимум проблем!

Марат-Саид Галиев


Комментарии:

Комментариев пока нет.

Написать комментарий:

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи!
Пожалуйста,